С ЛЮБОВЬЮ К НАРОДУ, К РОДИНЕ И ЖИЗНИ

В историю науки и образования Кабардино-Балкарской Республики она вписала свое имя как первая женщина-балкарка, получившая ученую степень кандидата сельскохозяйственных наук, удостоенная множества наград,

В историю науки и образования Кабардино-Балкарской Республики она вписала свое имя как первая женщина-балкарка, получившая ученую степень кандидата сельскохозяйственных наук, удостоенная множества наград, в том числе ордена Дружбы народов, знака «Отличник высшего образования СССР». Маржан ЧЕГЕМБАЕВОЙ в нынешнем году исполнилось бы 90 лет. Для родных и друзей она была светлым человеком с безграничной любовью к жизни и верой в людей.

Она гостила у дедушки в родном Булунгу, когда ранним утром 8 марта 1944 года в дверь постучали солдаты и приказали в течение получаса собраться и сесть в кузов грузовика, который подогнали к дому. Не понимая, что происходит и куда их везут, она с интересом смотрела на скалы, реку, на красивые чегемские теснины, мосты и водопады. А когда их загоняли в товарные вагоны, слышала, как кричали солдаты, плакали женщины и дети.

НА НОВОМ МЕСТЕ

«Так случилось, что в день выселения я была не с мамой, хотя дедушка жил за несколько домов от нашего, мы попали в совершенно разные машины, а потом и в разные места Киргизии, – писала Маржан Исмаиловна в своих воспоминаниях. - Мама с остальными детьми и родственниками оказалась в Карасунском районе Ошской области, где занимались хлопководством, я же с семьей дедушки - в шахтерском городе Кызыл-Кия. Отец был на фронте. Первые дни и месяцы мы выживали, как могли, доедали то, что осталось из продуктов, которые прихватили с собой, продавали на базаре вещи: платки, обувь и одежду. Потихоньку народ стал адаптироваться к новым условиям. Местное население начало понимать, что мы не бандиты и не головорезы. Оценив порядочность, человечность, трудолюбие и мужество нашего народа, приняло нас. Наша встреча с семьей состоялась не сразу. Мама, хотя и была неграмотной, умела приспосабливаться к любой ситуации. Разыскала в Средней Азии местечко, где климат был схож с нашим, кавказским, работал мясомолочный совхоз, и всех нас перевезла туда - в село Кок-Бель Ноокатского района. На это ушло несколько лет, но мы все, наконец, объединились. Мама работала дояркой, телятницей и сторожем, а по ночам, сидя на подоконнике в нашей маленькой хибарке, вязала носки, перчатки и еще какие-то поделки, рано утром ходила по кишлаку, чтобы обменять это на еду для своих четверых детей. Маме удалось купить козу, благодаря чему мы спасались от голода».

«В Кок-Беле я окончила семь классов. После переселения ходила в школу, но не могу ничего вспомнить об этом, даже не знаю, в каком классе училась. А когда мы переехали в Кок-Бель, я заболела брюшным тифом и два года была совершенно выключена из жизни. После выздоровления надо было продолжать учебу, и я пошла со своими ровесниками сразу в пятый класс. В годы войны в киргизском селе учителей в привычном нам понимании не было. Химию, географию, историю и физику нам преподавал ветеринарный фельдшер, который вернулся с фронта без руки, а русский язык и литературу – эвакуированная из Сибири девочка, которая окончила десять классов. Продолжать учебу в селе не было возможности, и в 14 лет я решила поехать в областной центр - город Ош. Там было три средних учебных заведения: педагогический и сельскохозяйственный техникумы, а также двухгодичное медицинское училище. Я вообще мечтала стать медиком, но в медучилище среднее образование получить было нельзя, поэтому поступила в сельскохозяйственный техникум. У нас были замечательные преподаватели. За четыре года я освоила программу средней школы по всем общеобразовательным предметам. По окончании техникума была рекомендована для поступления в высшее учебное заведение».

ПРИХОДИТЕ ЗАВТРА!

 «Зная, что поеду в столицу Киргизской АССР, еще до окончания техникума написала заявление в НКВД, чтобы мне дали разрешение на выезд в город Фрунзе (ныне Бишкек). В ожидании пропуска просидела в общежитии до двадцатых чисел августа, потом разрешение все-таки пришло. В плацкартном вагоне двое суток добиралась до Фрунзе, выйдя на перрон, спрашивала у прохожих, где находится сельхозинститут им. К.И. Скрябина. Но когда пришла в институт, узнала, что прием уже давно окончен. Так я оказалась одна на улице – грязная, закопченная, ни родных, ни знакомых. Меня пожалела уборщица, которая работала в институте, приютила у себя, потом я устроилась на работу в гидромелиоративный техникум лаборанткой и нашла комнату. В 1955 году поступила в сельхозинститут на агрономический факультет».

ОТКУДА БРАЛИСЬ СИЛЫ

«В 1959 году успешно окончила институт и по распределению приехала на родину. Меня направили работать старшим научным сотрудником на опытную станцию Института садоводства. Там я увидела объявление о приеме в аспирантуру в наш университет. Моя диссертация называлась «Морфофизиологическая особенность и экономическая эффективность кормовых культур в условиях вертикальной зональности КБАССР» и была связана больше с биологией, чем с сельским хозяйством. Это была сложная тема, особенно ее экспериментальная часть. Тогда большое внимание уделялось кукурузе, кормовой базе, и я испытывала смеси различных кормовых культур. У меня были опытные участки в Терском районе, в Заюково и в Нальчике, охватывающие плоскостную, предгорную и горную зоны. С ранней весны до поздней осени между этими тремя пунктами я курсировала на рейсовых автобусах. В пять утра громко открывала дверь общежития, пешком шла на автостанцию и ехала в Терский район. Целый день в поле, там метеонаблюдения, посевы и прочее, оттуда приезжала с материалами, которые надо было изучать, для чего в общежитии у меня был припасен микроскоп. На следующий день ехала в Заюково, до сортучастка надо было идти пешком шесть километров по горной тропе, и тоже работа на целый день. Если задерживалась, иногда оставалась ночевать вместе с местными работницами. Сейчас, когда все это вспоминаю, не понимаю, откуда брались силы… В 1964 году успешно защитилась, став первой в республике балкаркой - кандидатом наук».

СВЕТЛАЯ ГРУСТЬ

Маржан Исмаиловна была аспиранткой, когда встретила в университете свою судьбу. Старший сын Али ШОГЕНЦУКОВА - Лиуан окончил историко-филологический факультет КБГУ, был активистом, секретарем комсомольской организации, когда ушел с комсомольской работы, защитил диссертацию и преподавал в университете. Вскоре у супругов родился сын Мурат. Оба учились, становились на ноги, много работали. Но спустя девять лет супруг скоропостижно скончался. Так в 37 лет она стала вдовой. Годы жизни с любимым супругом Маржан Исмаиловна вспоминала со светлой грустью. Единственный сын стал опорой матери - хорошо учился в школе, окончил экономический факультет Московского государственного университета, там же защитился. Маржан Исмаиловна была счастливой бабушкой двоих внуков, которых бесконечно любила, гордилась их талантами и достижениями.

30 лет Маржан Чегембаева проработала в университете, из них восемь – старшим преподавателем, затем доцентом на кафедре агрономии и 22 года проректором по вечернему и заочному обучению. Много лет была депутатом горсовета Нальчика, членом Октябрьского райкома партии, членом Комитета содействия стран Азии и Африки. Награждена Почетной грамотой Верховного Совета Кабардино-Балкарии, удостоена знака «Отличник высшего образования СССР» и ордена Дружбы народов.

«Я горжусь своим мужественным балкарским народом и своей родиной. Хотела рассказать на своем примере, что человек остается человеком при любых обстоятельствах и если хочет чего-то добиться, имеет на это право», - говорила она.

Лилиана ШОРДАНОВА. Фото из семейного архива

Последние новости

Прохладненским районным судом вынесен приговор по делу об уклонение от призыва на военную службу

25 апреля 2024 года Прохладненским районным судом КБР вынесен приговор в отношении Г.,

Прохладненский районный суд КБР  отказал в сносе самовольных строений (гаражей)

Гражданин Д. обратился в Прохладненский районный суд КБР с исковым заявлением к гражданину Ю. о сносе самовольного строения (гаражей).

Прохладненский районный суд КБР с гражданина Г. взыскал задолженность за потребленную тепловую энергию

АО «Прохладный теплоэнерго» обратилось в Прохладненский районный суд КБР с исковым заявлением к гражданину Г. о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию.

Card image

Предположение, что российскую валюту тянут вниз проблемы с конвертацией индийских рупий

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *